МБДОУ «ЦРР-Детский сад №1» ПГО

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад № 1»
Партизанского городского округа

692864, Российская Федерация, Приморский край, г. Партизанск, ул. И.Ф. Селедцова, 8

Советы

Советы воспитателя

Как надо вести себя с ребенком, который берет
чужие вещи без спроса

В первую очередь, необходимо вести себя так, чтобы ребенок мог вам достойно подражать и быть порядочным человеком.

Нужно создать все условия, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным родительским вниманием и заботой. Проявлять их не время от времени, а ежедневно.

Важно интересоваться друзьями ребенка и стараться понять его выбор.

Важно учитывая доходы семьи, покупать ребенку достаточное количество игрушек, чтобы избежать попыток воровства.

Родителям необходимо устранять причины, вызывающие у ребенка ревность к младшим или старшим братьям и сестрам.

Необходимо учить ребенка отличать общественную собственность от личной.

Необходимо объяснять ребенку, что означает «свое- чужое» и почему чужое брать нельзя.

Разъяснять ребенку, что он может взять чужое только тогда, когда получил разрешение на это.

Если родители стали невольными свидетелями воровства, то необходимо обо всем честно рассказать ребенку.

Необходимо объяснить ребенку, что если он не сознается в краже, то это повлечет за собой расследование родителей других людей. Рано или поздно воровство раскроется и надо будет все равно отдавать украденную вещь. А это все намного неприятнее, чем сразу сказать правду о содеянном.

Надо найти вместе с ребенком чужую вещь и вернуть ее, но сделать это так, чтобы малыш не чувствовал позора.

Необходимо учить малыша ответственности за собственное поведение.

Когда ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.

Не нужно думать, что с малышом произошло непоправимое и объявлять о чрезвычайном положении в семье, а постараться успокоиться и отыскать возможную причину воровства.

Не стоит кричать, ругать, раздражаться на ребенка, обрушивать на него шквал отрицательных эмоций.

Не стоит также распространяться и рассказывать всем о том, что произошло, и тем более позорить ребенка прилюдно.

Нельзя оставлять без внимания случившееся и не искать причины воровства.

Нельзя невнимательно относиться к жизни и поступкам ребенка.

Искренняя доверительная беседа с ребенком может стать лучшей профилактикой воровства.

Советы психолога

Что делать, если… у Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребенок

Определите причины:

  • Возможно, конфликтность — следствие эгоистичности ребенка. Если дома он — центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.
  • Возможно, ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.
  • Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.
  • Конфликтное поведение ребенка — это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

Как себя вести с конфликтным ребенком:

  • Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды детей друг на друга или бормотания ребенка чего-либо с обидой.
  • Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
  • После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода их конфликтной ситуации.
  • Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
  • Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Советуем поиграть:

  • Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.
  • С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия — взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.

Что делать, если… у Вас ЗАСТЕНЧИВЫЙ ребенок

Определите причины:

  • Чаще всего застенчивость — результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.
  • Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.

Как себя вести с застенчивым ребенком:

  • Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
  • Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым.
    Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький, ведь с возрастом застенчивость может закрепиться, стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.

Советуем поиграть:

  • Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т.д. Такая игра способствует раскрепощению.
  • «Колдун» заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
  • «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина — морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.

 

Что делать, если…у Вас БЕСПОКОЙНЫЙ ребенок

Определите причины:

  • Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появилась неожиданно и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:
  • Кризисный возраст (6-7 лет). Ребенок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока не очень хорошо получается.
  • Недостаточно сильно развитое торможение. Ребенок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может задержать эмоцию, оставить ее при себе. Торможение поддается тренировке (начиная с 5-6 лет).
  • Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсутствие навыков владения способами проявить свою эмоцию.
  • Неблагоприятные отношения внутри семьи, из-за которых ребенок сильно переживает, накопленное напряжение, выплескивающееся в эмоциональных реакциях.

Как вести себя с беспокойным ребенком:

  • Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
  • Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
  • Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
  • Помните, что управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля и наберитесь терпения.

Советуем поиграть:

  • Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.
  • Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.
  • Во время чтения сказок, любых совместных игр просите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.
  • Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела.
    Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.

Что делать, если… у Вас ЗАМКНУТЫЙ ребенок

Определите причины:

  • В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться.
  • Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

Как вести себя с замкнутым ребенком:

  • Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
  • Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
  • Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
  • Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
    Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

Советуем поиграть:

  • «Незнайка». Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.
  • Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
  • «Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь…).
  • Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.
  • Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
  • Любые сюжетные игры. «Как будто» (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу «Смак»).

Что делать, если…у Вас АГРЕССИВНЫЙ ребенок

Определите причины:

  • Иногда агрессия ребенка — часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.
  • Агрессивные реакции могут появляться в ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные «хочу» ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования ребенка необходимо ограничивать. В таких ситуациях
    можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта.
  • Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.

Как вести себя с агрессивным ребенком:

  • Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.
  • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.

Советуем поиграть:

  • Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми.
  • «Брыкание». Ребенок ложится на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
  • «Карикатура». Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.
  • Сделайте вместе с ребенком куклу «Бобо». К старой подушке пришейте руки и ноги, из кусочков ткани сделайте «лицо». Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Что делать, если… у Вашего ребенка нарушена САМООЦЕНКА…

Определите причины:

  • Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
  • В поведении ребенка можно увидеть такие проявления самооценки:
  • активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;
  • пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой;
  • при завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.

В дошкольном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.

Как вести себя с ребенком, у которого нарушена самооценка.

Если вы заинтересованы в формировании адекватной самооценки:

  • Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
  • Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте его начинания, пусть он чувствует себя лидером, но также покажите, что другие могут быть лучше его.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
  • Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Советуем поиграть:

  • Очень хороши традиционные игры: ПРЯТКИ, ЖМУРКИ.
  • «Зеркало». Один ребенок — «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того, кто в него «смотрится».
  • «Путаница». Дети стоят в кругу и держатся за руки. Не разжимая рук, они запутываются, кто как сможет. Водящий должен их распутать, также не разрывая рук игроков
Советы логопеда
Этапы освоения речи ребенком

        Речь – сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что, в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.

      В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкциям взрослого. Складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач. Возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь. Завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки. Возникают предпосылки для освоения грамоты. Ребенок готов идти в школу.

        Учитель-логопед В.В.Гривцова.

Работа родителей с детьми дома.

       Работа над развитием речи в детском саду не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Учебный материал распределяется по трем направлениям: воспитание произвольных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков.

       Родителям следует заниматься ежедневно или через день в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось. Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаются при всех возникающих затруднениях. Одновременно родители подбирают вместе с детьми слова, обозначающие предметы, качества и свойства предметов, обозначающие различные действия. Если рисунки задаются на дом, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Простые рисунки взрослый рисует с одновременным комментарием. Например: рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали домик!» такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает интерес к учебной деятельности.

              Учитель-логопед В.В.Гривцова

      Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в МБДОУ «ЦРР — детский сад №1» В основу работы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.
       Важным является привлечение родителей под руководством учителя-логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.

       Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи.

       Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии.
       Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Значит, мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.
ПОМНИТЕ:
  1. Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
  2. Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось
  3. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
  4. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

         Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнить задание логопеда!

          Учитель-логопед В.В.Гривцова

  Зачем нужен логопед?

       Возможно, вы спросите:

       И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить звук Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

       Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

       Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мама и каждый папа хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

       Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

      Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Не развиты пальчики – трудно будет

научиться  писать. Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

      Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

      Учитель-логопед В.В.Гривцова.

Затруднит ли развитие речи короткая подъязычная уздечка?
За какое время до школы желательно исправить дефект речи?
          Действительно, при укороченной уздечке языка ребёнок физически не способен произнести звуки Л и Р, так как для их артикуляции необходимы соприкосновение языка с альвеолами и десневым краем верхних зубов. Язык должен иметь возможность вибрировать в чашеобразном положении, а укороченная подъязычная связка не даёт ему возможность выполнять артикуляционные движения. В таких случаях показана несложная с хирургической точки зрения манипуляция – резекция уздечки языка. Опытный челюстно-лицевой хирург с помощью одного надреза легко может решить эту проблему, и через 8 дней ребёнку можно начинать выполнять подготовительные артикуляционные упражнения для нормализации мышечного тонуса языка.
           Резекцию уздечки языка проводят детям от нескольких дней, надрезается слизистый кряж, в котором нет кровеносных сосудов.
           В некоторых случаях при несильно укороченной уздечке можно обойтись без операционного вмешательства – растянуть её с помощью логопедического массажа и комплекса артикуляционных упражнений, таких как «Лошадка», «Грибочек», «Качели», которые прививают умение без труда уложить язык в правильном положении и в нужном месте.
           Затягивать с неправильным звукопроизношением Л и Р ни в коем случае не стоит, так как после 5 лет ребёнком усваивается его неправильный звуковой стереотип и преодолеть его с возрастом будет всё труднее. Если в следующем году ребёнку в школу, то начинать исправлять произношение необходимо прямо сейчас, чтобы вместе с ранцем ребёнок пошёл учиться с полностью автоматизированными звуками.
Учитель-логопед В.В.Гривцова
Кроха сказал первое слово в 3 года. Это проблема?
С какого возраста родителям нужно начинать бить тревогу, если ребёнок не говорит даже простых слов?
         Нужно как можно чаще говорить с малышом, начиная с самого рождения. Не искажайте речь: кроха должен привыкать к правильному произношению слов. Чаще всего первые слова ребёнок произносит ближе к одному году. Кстати, во многих странах мира первые слова ребёнка звучат похоже – имеют повторяющиеся слоги.
          Запоздалое развитие речи связано с развитие высоких технологий – игрушки, мультфильмы, игры, сказки на аудионосителях. Дети испытывают меньше потребностей, снижается актуальность речи в выражении своих просьб, желаний, эмоций.
           Мальчики начинают говорить, как правило, позже девочек. Но при этом важно, насколько быстро и правильно они догонят их в искусстве говорить! Если речь начала развиваться только после 3 лет, можно говорить о задержке речевого развития. Все этапы формирования речи ребёнка в этом случае могут наступать с запозданием, малышу труднее будет овладеть родным языком.
          Обычно, дети «заговаривают» к 2 годам – произносят простые фразы, появляются первые грамматические отношения между словами, начинаются использоваться в речи имена существительные с глаголами. К 3 годам развиваются развёрнуты фразы, формируется сложное предложение, речь становится богаче и ярче. Дети без труда выражают свои мысли и потребности, хотя могут неверно выговаривать труднопроизносимые звуки и слова сложной конструкции (фоторепортёр, аквариум, библиотека и т.д.)
           Если после 2 лет речь ребёнка не развивается, а представляет собой лишь отдельные звуки, необходимо детальное и тщательное обследование ребёнка такими специалистами, как невролог, невропатолог, отоларинголог и логопед.
Учитель- логопед В.В.Гривцова.
Причины нарушения речи дошкольников.
   Часто, придя к логопеду на консультацию, родители интересуются причиной нарушения речи ребёнка. Причины бывают разные. О некоторых родители не догадываются, другим не придают значения. В данной статье представлены некоторые причины нарушения речи.
    Само собой разумеется, что маленький ребёнок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат ещё не окреп и не развился в достаточной степени. Искажённое произношение дошкольников до 4 – 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4 -5 лет (эта цифра может колебаться в зависимости от уровня развития речи ребёнка) нарушение звукопроизношения считается патологией.
1.      Одной из самых распространённых причин недостатков звукопроизношения является неправильное строение артикуляционного аппарата: укороченная уздечка языка (подъязычная связка); дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; неправильное строение зубов; аномалии твёрдого нёба; толстые губы; большой или, наоборот, слишком маленький и узкий язык.
2.      Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
3.      Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь или умиляясь забавному лепету ребёнка, долго сюсюкают с малышом, а это задерживает у него правильное развитие звукопроизношения и речи в целом.
4.      Подражание. Вредно, как правило, оказывается постоянное общение ребёнка с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Ребёнок может подражать искажённому звукопроизношению членов семьи, особенно общаясь с людьми, чья речь неясна, косноязычна, слишком тороплива, пронизана диалектами. Может плохо сказаться на речи детей пребывание в двуязычном окружении.
5.      Часто причиной нарушения речи у детей оказывается так называемая педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного произношения, не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят чётко звуки, не привлекают внимания к правильной речи – всё это тормозит нормальное развитие произношения ребёнка.
6.      Недоразвитие фонематического слуха. При этом у ребёнка отмечаются затруднения в дифференциации звуков. Например, дифференциация звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих звуков. В результате надолго задерживается развитие правильного произношения у детей.
7.      Нарушение звукопроизношения может быть вызвано снижением слуха.
8.      Органические причины – недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения.
9.      Психоневрологические причины – умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.
10.  Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах: испуг, переживания в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.
11.  Употребление алкоголя и никотина во время беременности и кормления ребёнка грудью.
Под причиной нарушения речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых речевое расстройство не может возникнуть.        
  Учитель-логопед В.В.Гривцова

Как влияют игры-шнуровки на развитие речи малыша?

           Родители срашивают, правда ли, что игры-шнуровки развивют мелкую моторику, что, в свою очередь, способствует развитию речи ребёнка.

           Верно,развитие мелкой моторики способствует развитию речи ребёнка. Возрастной период от 2 до 6 лет является сензитивным. Однако, сензитивный период развития речи начинается ещё в то время, когда ребёнок находится в утробе матери.

           Это время, когда впитывается весь речевой арсенал,который окружает малыша, поэтому очень важно разговаривать с ребёнком на «настоящем» языке, а не на детском лепете.

           Развитие мелкой моторики следует начинать с пальчиковых игр-гимнастик, добавляя различные игрушки, в том числе и игры-шнуровки.

           Игры-шнуровки бывают разных видов.

  1. Самый простой вариант шнуровки для детей от 1 года – это, например, деревянное яблоко или груша, в которых есть сквозные отверстия. Шнурочек с деревянным наконечником в виде гусеницы прикреплён к основанию фрукта. Ребёнку предлагается протащить червячка по «искусанным» канальцам в фрукте.
  2. Для более старших детей (начиная от 2,5 – 3 лет) это могут быть пуговица, башмачок и другие предметы, в которых проделаны специальные отверстия для шнурков. К таким игровым наборам обычно прилагаются разноцветные шнурочки и различные схемы переплетений, которые можно в игре создать при шнуровке.
  3. Несложный и увлекательный вариант для детей от 3 лет – шнуровки в виде незаконченной картинки. Например, ёжик, которому надо пришнуровать яблочко и грибочек, или девочка, которой нужно надеть блузку и юбочку.
  4. Интересный вариант шнуровки для детей от 3,5 лет – мягкая или деревянная книжка, которую нужно собрать с помощью шнурочка.
  5. Большая пуговица и настоящая тупая игла для детей от 3,5 – 4 лет.

Большинство игр-шнуровок продаётся с методическими указаниями, где описываются схемы, узоры и орнаменты.

Помните, что самая интересная игра для ребёнка – это те предметы, которые чаще всего используют взрослые.

Не препятствуйте, а стимулируйте активный интерес ребёнка к ботинкам со шнурками, к одежде с плетёными верёвочками. С их помощью, помимо овладения бытовыми навыками, малыш прекрасно разовьёт мелкую моторику и, следовательно, речь.

Главное – помнить, что нужно развивать как мелкую, так и крупную моторику малыша.  Учите ребёнка твёрдо и прямо ходить, прыгать, бегать, бросать мяч.

Затем приступайте к развитию мелкой моторики – учите его застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, владеть карандашом и кисточкой.

Полезные советы.

Развивать моторику помогут:

  1. Нанизывание пуговиц или бусинок на толстую нитку.
  2. Первые поделки из природного материала руками малыша.
  3. Кубики для изучения букв и складывания картинок.
  4. Вкладыши-рамки со вставляющимися в них различными фигурами.
  5. Конструктор, чтобы построить с малышом первый дом.
  6. Пазлы – крупные и на подложке (постепенно увеличивайте количество элементов, а размер – уменьшайте).

Учитель-логопед В.В.Гривцова.

Постоянный рост числа детей с отклонением в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — до 70% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонением в речевом развитии.
В настоящее время образовательный процесс в дошкольных учреждениях отличается преимущественно «учебной» направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса в ущерб задачам речевого индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому, для оптимизации и повышения эффективности коррекционно-педагогической работы мы вместе с воспитателями:
•  ищем новые, вариативные организации логопедической помощи детям, апробируем их наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы;
•  всесторонне и тщательно прорабатываем организационно-содержательные аспекты логопедической помощи дошкольникам, усиливаем её профилактические направления;
• обращаем главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребёнка с речевыми недостатками в целом;
• занимаемся с каждым ребёнком, изучив его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз;
• работаем  не только над устранением собственно речевых нарушений, но и над преодолением недостатков в развитии психических функций и процессов;
• осуществляем преемственность в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса, привлекаем к работе весь педагогический коллектив учреждения, включаем в коррекционно-воспитательную работу родителей.

Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы

У детей всё чаще стали выявляться  признаки сочетания нарушений речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы.
Поэтому, в общепринятую схему логопедических занятий, а также в занятия воспитателей логопедических групп мы вносим следующее:
• в оргмомент занятий включаем релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастику;
• в ходе занятий предусматриваем мимические, голосовые, дыхательные, ритмические упражнения;
• на каждом занятии ведём работу над усвоением лексико-грамматических категорий;
• даем задания на развитие словотворчества;
• предусматриваем задания на  развитие психофизических функций;
• физпаузы и физминутки несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия и позволяющую координировать речь с движением.

Планируем различные варианты организации занятий с использованием:
• сказочных сюжетов;
• элементов фольклора;
• воображаемых путешествий и экскурсий;
• литературных героев;
• известных  и придуманных игр;
• элементов драматизации;
• настольно-печатных игр.
 Используем в работе нетрадиционные технологии:
• куклотерапию
• арттерапию
• сказкотерапию
• логопедический массаж
• хромотерапию

Учитель-логопед В.В.Гривцова.

Дата обновления публикации: 22.07.2020